СТАНДАРТ ПОРОДЫ КАНАРЕЕК - для чего он ?

Стандарт породы - документ, обеспечивающий чистоту породы и решающий участь отдельных птиц, представителей породы, возможность их дальнейшего участия в разведении, в конкурсах или конкурсных выставках.
За каждой птицей стоит её владелец или даже группа заинтересованных лиц, занимающихся разведением родственных этой особи птиц или защищающих интересы отдельной птицеводческой организации. Разработчикам стандарта приходится прилагать огромные усилия для отстаивания позиций стандарта.
Простой пример : в стандарте сказано, что все птицы в породе зелёного окраса. Но у какого-то канаровода, разводящего зелёных канареек, появились один - два кенара с белыми хвостами. Как вы думаете, что он будет предпринимать для соответствия птиц своего штамма стандарту ? Он выбракует этих белохвостых или путём поглотительного скрещивания попытается устранить этот с точки зрения дефект, сохранив у птиц певческие качества ? - Ничего подобного ! Он приложит максимум усилий для того, чтобы попытаться добиться внесения в стандарт оговорки, допускающей белые хвосты у зелёных птиц. Если пойти ему навстречу, то завтра другой канаровод потребует признать белые крылья. И так далее и тому подобное. И конец стандарту - конец породе !
Порода может стабильно существовать и поступательно развиваться если её признаки подробно и чётко описаны и признаются всеми, кто занимается разведением птиц этой породы. Стандарт породы это свод характерных, передающихся по наследству признаков птиц принадлежащих к этой породе. Стандартом породы руководствуются канароводы - селекционеры и судьи. Стандарт породы представляет собой описание птиц этой породы, выполненное в строго определённой последовательности. Эта последовательность, одинаковая для всех пород, облегчает сопоставление и сравнение одинаковых признаков у представителей разных пород. Постоянные породообразующие признаки определяют принадлежность конкретной особи к одной и никакой другой породе. Если нет составленного по определённым правилам перечня характерных для породы, передающихся по наследству признаков - нет стандарта, то нет и породы.
Правила проведения конкурсных выставок и конкурсов певчих канареек требуют, чтобы все птицы, относящиеся к одному оценочному классу находились при оценке в одинаковых условиях и были обезличены для судей. Поэтому стандартизируются клетки, корм на конкурсах и другие связанные с конкурсной оценкой принадлежности.
Существуют два варианта создания стандартов. В одном случае стандарт создаётся на уже существующую аборигенную примитивную породу с целью придания ей официального статуса, для предохранения её от размывания среди других, сходных пород и сохранения "авторских прав" создателей породы. При создании новых пород сначала выделяют качества, которые хотят получить и закрепить. Составляется предварительный (временный) стандарт породы и в соответствии с ним подбираются птицы, обладающие в большей или меньшей степени желательными признаками. Порода существует до тех пор пока проводится жёсткая селекция на соответствие стандарту. Известны случаи, когда нужными для создания породы качествами обладала лишь одна особь. Задумав восстановить свою старую породу певчих канареек, исчезнувшую в результате скрещиваний с привозными канарейками других пород, испанцы нашли лишь одного гибридного кенара, поющего хоть и с огрехами песню старой породы. Затем по всей стране они отыскивали кенаров, у которых в песне сохранилось хоть одно колено старой испанской породы певчих канареек. На этом этапе работы было, естественно, не до окраса птиц. Речь-то шла о певчей породе. А вот когда песня в основном сложилась, испанские селекционеры Хуан Лило и Хавьер Домингес провели возвратное скрещивание с дикой канарской канарейкой, в результате чего был стабилизирован стандартный зелёный окрас и была стабилизирована связанная с ним песня. Дальнейшую стабилизацию породы довершила селекция на соответствие стандарту. И другой пример. Генрих Зайферт - создатель знаменитого штамма роллеров работал над его созданием 10 лет. За всё это время, лет через 6 - 7 после начала работы, когда штамм в основном сложился, Г.Зайферт приобрёл только одного кенара. Приобрёл где-то на конкурсе, прослушав, и при этом сказал : "Я не ищу чемпиона ! Мне нужна птица, которая вписалась бы в мою линию." Можно сказать, что Г.Зайферт держал в голове "стандарт своего штамма", соответствующий общим представлениям о породе гарцский роллер. От птиц Г.Зайферта, штамм которого и по сей день считается эталоном роллера, были заложены племенные линии. На птиц Г.Зайферта ориентировались создатели стандарта роллера Северной Германии, в последствии об"единенного со стандартом роллера Южной Германии и Австро - Венгрии в единый немецкий, а затем в международный стандарт.
Во времена В.Труте и Г.Зайферта, во времена знаменитых русских канароводов стандарты пород канареек не разрабатывались. Порода удерживалась в определённых рамках мнением большинства прверженцев и разводчиков птиц этой породы. Но мнения расходились и это было чревато для породы самыми тяжёлыми последствиями. Первыми это поняли немецкие канароводы. В любительском птицеводстве и канароводстве в первую очередь стандарты появились после того, как они были введены в сельско - хозяйственном животноводстве, а затем и декоративных животных. Сегодня общее правило такое : нет стандарта - нет породы ! Стандарт породы не только способствует сохранению конкретной породы, но и позволяет рядом выводить другую породу из птиц, обладающих признаками не вписывающимися в стандарт сложившейся породы.
Вопрос о стандартах пород птиц стал особенно актуальным с созданием междунородных организаций птицеводов - любителей и началом проведения совместных мероприятий организациями птицеводов разных стран. За соблюдением стандартов следят уполномоченные компетентные люди - судьи - эксперты. А для того, чтобы такие компетентные и легитимные судьи - эксперты появились в любительском птицеводстве, нужна легитимная общественная организация, об"единяющая разводчиков разных пород и видов певчих и декоративныхх птиц. Разумеется, разрабатывать и корректировать стандарт определённой породы могут только те, кто занимается выведением и разведением этой породы. В этом плане показателен подход к вопросу английских птицеводов. Как только у трёх птицеводов - любителей появляется идея выведения новой породы птиц, они организуют клуб, разрабатывают стандарт и начинают "вербовать" сторонников. Организм птицы пластичен и при проведении племенной работы с породой, стремясь достигнуть закрепления определённых признаков, особенностей и задатков, надо помнить, что изменчивость, качество - противоположное наследственности, имеет свои границы и подчиняется своим законам. Селекционер может наткнуться на летальное сочетание генов, вызывающее смерть птенцов (пример - спаривание двух хохлатых канареек). Самые привлекательные, соответствующие в большей степени стандарту особи могут оказаться бесплодными. И тому подобные препятствия могут встретиться в племенной работе и должны учитываться. Зарубежные авторы специально подчёркивают - стандарт не должен противоречить законам природы. Ещё раз стоит упомянуть, что разработка и корректировка стандарта - в компетенции создателей и разводчиков породы. Вмешательство в это дело всякого рода эстетов и коммерсантов должно пресекаться. Состоялся ли стандарт, а с ним и порода можно определить не раньше, чем появятся три - четыре поколения потомков, стабильно наследующих определённые, требуемые, характерные именно для этой породы, оговоренные в стандарте признаки и особенности. Всемирная орнитологическая конфедерация - С.О.М. прослеживает при регистрации стабильность наследования характерных признаков регистрируемой породы у трёх поколений представителей породы. Каждая национальная федерация птицеводов - любителей обязательно издаёт сборник стандартов, национальных или международных. Этим официальным изданием пользуются судьи - эксперты на конкурсных выставках и конкурсах певчих канареек. У чешских птицеводов - любителей в правилах для судей записано : "Судья не должен полагаться на свою память, а должен при оценке держать перед собой окрытым Стандарт оцениваемой породы". При оценке певчих канареек судья держит перед собой оценочную шкалу песни - основу стандарта певчей породы канареек. За соответствием стандарту внешнего вида и других параметров птиц, заявленных на конкурс, следит Отборочная комиссия конкурса.
Для каждого зарубежного птицевода - любителя "Стандарты птиц" - настольная книга. Можно сказать, что пока у каждого нашего птицевода - любителя и разумеется, у каждого канаровода, не будет лежать на столе "Сборник стандартов" - все разговоры о выходе на международную арену, не более как фантастические прожекты. Все эти разговоры можно закончить вопросом : "А что мы там будем делать ? " Ведь, оценка птиц на зарубежных конкурсах и выставках ведётся на соответствии стандартам.

Юрий Ростиславович Повало - Швейковский. Санкт - Петербург 2008 год

О стандартном окрасе русской певчей канарейки

Как и у других породистых животных, у канареек певчих пород окрас входит в перечень породных признаков передаваемых по наследству и оговоренных стандартом породы.

Этот очень важный породный признак русской певчей канарейки часто недооценивается нашими сегодняшними канароводами. В старой русской канароводческой литературе вопрос окраса затрагивался и там можно встретить сообщения такого характера: Канарейки совершенно зеленые и желтые с большими зелеными пятнами отличаются выносливостью, но склонны к громкому кричащему пению. Желтые канарейки поют более мягко, но слишком нежные. О других цветовых расах канареек овсяночного напева упоминаний в старой литературе встречать не приходилось. Как видим, о том, что песня и другие признаки сцеплены с цветом дореволюционные русские канароводы были прекрасно осведомлены.

Слово «сцеплены» здесь употреблено не случайно. «Сцепление признаков» — понятие из области генетики. Западноевропейские и американские канароводы столкнулись с фактом такого сцепления при попытках выведения певчей цветной канарейки. Красная канарейка, служившая племенным материалом в этой работе, выводилась как раса цветных канареек путем гибридизации желтой канарейки с венесуэльским или огненным чижом. Что такое песня огненного чижа можно себе представить, если послушать песенку нашего обыкновенного чижика. Разница не велика. Для цветной канарейки песня — дело десятое. Но при выведении певчей цветной канарейки выяснилось, что красный фактор оперения венесуэльского чижа крепко сцеплен с особенностями его пения, которые вместе с красным цветом и перешли к канарейке.

Как пишут об этом зарубежные авторы – гены, отвечающие за темп, тембр и другие особенности пения чижа оказались в одних группах сцепления с генами, отвечающими за красный цвет окраса.

Виною сцепления могут быть и плейотропные гены — это когда один ген отвечает сразу за несколько признаков.

Если между двумя признаками существует связь, то такую связь называют корреляцией. Различают положительную и отрицательную корреляции. Когда с усилением проявления одного признака, усиливается и проявление другого — это положительная корреляция. Отрицательной корреляция называется тогда, когда с увеличением проявления одного из признаков — уменьшается проявление другого.

За выведение красной певчей канарейки с песней гарцского роллера взялись канароводы нескольких стран. Задача у всех была одна — суметь разорвать связь между признаками или, что правильнее, сменить положительную корреляцию - на отрицательную. Долгое время это никому не удавалось. Чем насыщеннее был красный цвет канарейки, тем больше в ее песне было чижиных диссонансов. Наконец «госпожа удача» посетила немецких канароводов. Им удалось добиться того, что насыщенность, яркость красного цвета в оперении не тянула за собой чижиные особенности пения.

Цветной роллер был зарегистрирован Всемирной орнитологической конфедерацией — С.О.М., а такие породы как канарейка смет, парижский соловей, американский певец, колумбийская — остались за чертой международного признания.

Трудности с выведением цветного роллера заставили европейских канароводов быть еще более бдительными по отношению к красной канарейке и до того бывшей у них на подозрении. В стандарты всех старых европейских пород певчих канареек были введены пункты, запрещающие наличия красного фактора в оперении.

Надо сказать, что с созданием стандартов пород певчих канареек в любом из них оговаривался допустимый окрас птиц породы.

Цвета окраса канареек старых пород всегда как-то связаны с их историей. Гарцский роллер был когда-то желтым (Der gelbe Sanger «желтый певец» немцев). Но скрещивания роллеров с саксонской певчей канарейкой, едва не погубившие обе породы, оставили след в виде пегих желто-зеленых птиц. Возможно, что наличие таких характерных породных признаков роллера как пение с едва приоткрытым клювом и особенность звучания его низкотональной песни обуславливают то, что у этой породы нет жестких требований к окрасу. Кроме, разумеется, требования отсутствия красного фактора в оперении. Ценятся чисто желтые птицы и этот цвет породы был оговорен стандартом бывшей ГДР.

Вторая старая немецкая порода певчих канареек, еще более старая, чем роллер-саксонская, на международной арене практически не встречается и сведения о ней скудны. Известно, что у птиц этой породы, согласно стандарту, верхние партии оперения агатово-зеленые, нижние — желто-зеленые. Красный фактор и другие цвета окраса, не допускаются.

Бельгийская певчая канарейка малинуа ватерслагер по стандарту желтого цвета на меланиновой основе. Пух этой канарейки не белый, как у желтых цветных канареек, а серый, темный. На оперении допускается и даже приветствуется небольшое темное пятнышко. Темный пух и темное пятно на желтом оперении считаются характерными породными признаками.

Один из предков малинуа — крупная желтая канарейка на меланиновой основе разводилась в окресностях городов Анверс, Брюссель, Малин еще в середине XIX века. Песню эта канарейка имела неважную и разводилась как декоративная порода.

Задумав создать национальную породу певчих канареек, бельгийские канароводы провели масштабное скрещивание своей желтой канарейки с птицами саксонской породы певчих канареек. Птицы выводимой породы вначале, очевидно, были пегими, но путем отбора бельгийским канароводам удалось выйти на изначальный цвет местной породы.

За окрасом малинуа следят очень тщательно. Стандартом запрещен даже белый цвет, в любой момент могущий появиться в породе желтых канареек. Бельгийские канароводы считают, что и при одном цвете трудно следить за чистотой породы. Красный фактор в окрасе для малинуа запрещен.

Канарейку тимбрадо испанцы считают самой старой породой певчих канареек, поскольку она ведет свое происхождение от тех «сахарных птиц», которых матросы испанских каравелл привозили с Канар после их завоевания. Но мы знаем: перед второй мировой войной та старая порода была так перемешана с европейскими породами канареек, что испанским канароводам пришлось воссоздавать ее практически заново. Указания на то, каков был окрас, канареек старой испанской породы нигде не встречаются. Судя потому, что при стандартизации модернизированной породы и регистрации в С.О.М. испанцы определили ее окрас как «зеленый окрас дикой канарейки», очевидно, он таковым и был у старой породы.

Здесь уместно вспомнить, что кенара старой испанской породы имели интересную особенность пения — как бы сдвоенность голоса — когда пел один кенар, казалось что поют два. Эту особенность порода потеряла в результате бездумных скрещиваний с европейскими породами и расами канареек. По определению зарубежных авторов, с появлением в испанской породе белых, серых, изабелловых канареек «песня стала неинтересной».

Но можно также вспомнить, что и у нас в послевоенное время, с появлением в породе канареек овсяночного напева белых, серых, изабелловых кенаров из песни стали исчезать серебристые россыпи, отбои дин-дон и другие колена, придававшие особую ценность песне нашей канарейки.

При воссоздании тимбрадо испанские канароводы провели возвратное скрещивание птиц породы с дикой канарской канарейкой. Это позволило восстановить экстерьер и окрас старой испанской породы, ввести в песню какие-то элементы песни дикой канарейки. Возможно при этом канароводов не оставляла надежда восстановить в породе «двухголосие» кенаров.

Если в международном стандарте тимбрадо был четко оговорен «зеленый окрас дикой канарейки», то в национальном стандарте имелся интересный пункт — «окрас тимбрадо зеленый, но если белый, серый, изабелловый кенар поет песню тимбрадо — он признается за тимбрадо». Возможно, сегодня этого пункта в стандарте тимбрадо уже нет, поскольку период становления породы закончился. Пункт о том, что красный цвет в оперении тимбрадо не допускается, разумеется, сохранился.

Так подробно остановился на окрасе зарубежных пород певчих канареек я из тех соображений, что мне хотелось обратить внимание наших канароводов на три момента:

— окрас и пение кенара тесно взаимосвязаны;

— зарубежные канароводы окрасу птиц своих пород певчих канареек уделяют большое внимание и окрас обязательно входит в стандарт певчей породы канареек;

— если мы решим, что наша старинная порода, наша национальная порода певчих канареек достойна того, чтобы быть возрожденной, упорядочение окраса не последнее с чего надо начинать это возрождение.

Для этого канароводам и будут, очевидно, предложены разные способы. Хотелось бы и мне предложить вариант системы упорядочения окраса русской певчей канарейки.

Поскольку в старых источниках упоминаются лишь две расы канарейки овсяночного напева: зеленая и желтая — считать эти цвета характерными породными признаками и закрепить в стандарте русской певчей канарейки. При этом зеленых и желтых канареек считать двумя породными группами в рамках породы и стараться не смешивать эти расы. Для поощрения разводчиков чистых стандартных рас предлагаю несложную систему, основанную на принципе таблицы профессора Освальда, применявшейся когда-то для поощрения разводчиков красных канареек.

По предлагаемой системе судья до оценки пения заносит в оценочный лист кенара оценку за цвет. Хотел бы подчеркнуть, что оценка заносится в специальную графу оценочного листа автоматически, именно до начала оценки пения.

Шкала оценки окраса выглядит следующим образом:

Зеленый кенар

(чистый, без помарок) +2 балла

Зеленый кенар

(с помарками) +1 балл

Желтый кенар

(чистый, без помарок) +2 балла

Желтый кенар

(с помарками) +1 балл

Желто-зеленый кенар

(пегий) -1 балл

Белый, серый, изабелловый

и т.п. кенара (без красного фактора) -2 балла

Бронзовый кенар -3 балла

Краснодеревый кенар -4 балла

Розовый кенар -5 баллов

Далее судья проводит обычную оценку пения и выводит итоговый результат, добавляя или снимая соответствующие баллы за цвет. Если оценку проводит бригада из трех судей, оценка за цвет, как положительная, так и отрицательная не утраивается, а складывается и делится на три.

Таким, на мой взгляд, должен быть первый этап определения основного окраса русской певчей канарейки.

На втором этапе необходимо уточнить - о каком варианте зеленого и желтого цветов идет речь. Не будем забывать, что зеленый окрас дикой канарейки абонирован испанской тимбрадо, а агатовозеленый — саксонской певчей канарейкой.

Необходимо уточнить и вариант желтого цвета — должны ли быть наши канарейки золотистожелтыми, лимонножелтыми или соломенножелтыми? На липохромовои или меланиновой основе должен быть этот желтый цвет?

Сам собой напрашивается вопрос: как быть с теми кенарами овсяночного напева, что по своему окрасу не будут соответствовать предполагаемому стандарту породы? Подходы в племенной работе должны быть жесткими к любому вопросу, иначе цель этой работы никогда не будет достигнута! И как бы не жаль было хороших певцов, их постепенно надо выводить за пределы породы, если по цвету они не соответствуют породным признакам.

На счастье, сейчас у наших любителей птиц пробудился интерес к разведению цветных канареек. И для них эти белые, розовые, серые, изабелловые канарейки просто находка. Зарубежные цветные канарейки при отличном окрасе и экстерьере отличаются, прямо скажем, дрянной песней. Если наши любители цветных канареек, толково подойдут к племенной работе с «цветными канарейками овсяночного напева», будут осмотрительны при скрещивании их с цветными зарубежными птицами — они могут получить цветных канареек хорошего окраса и конституции, т. е. достичь цели в этом разделе канароводства.

Но их цветные канарейки, в отличие от западных, будут обладать очень неплохой песней. Этот путь видится перспективным.

Разумеется, все вопросы, затронутые в этой статье, требуют серьезной проработки и оценки опытными канароводами и судьями.



Ю. Р. Повало-Швейковский

Санкт-Петербург, 2004 г.

Особенности пения зарубежных канареек

За 500 лет содержания канареек в домашних условиях любители путем целенаправленного скрещивания и отбора вывели немало различных пород. Все они делятся на 3 группы: певчие, цветные и декоративные. К 4-ой группе следует отнести гибриды канареек с различными дикими птицами.

Официально признаны 3 зарубежные породы певчих канареек: испанская, гарцская и бельгийская.

Испанская певчая канарейка в международной номенклатуре значится как "тимбрадос" – от слова timbro - колокол. Само название говорит о том, что в песне этой канарейки преобладает звучание колокольчиков.

Выведена порода еще в XV веке из вывезенных с канарcких островов и одомашненных канареек для получения разнообразной песни. Испанскую певчую канарейку можно считать старейшей породой. Это птицы – зеленого окраса. Длина этих канареек - 13 см. Они отличаются от роллеров более коротким и округлым телом.

Оценочная таблица песни "тимбрадос" делит его колена на
3 группы. Колена I группы оцениваются в 18 баллов, 2-ой - в 36, 3-ей - в 9 баллов. За плановость песни начисляется максимально - 9, за общее впечатление - 3 балла, таким образом, песня испанской канарейки оценивается по 75 балльной шкале.

Первая группа туров включает 3 вида россыпных трелей. Металлическая россыпь состоит из звуков «р» и «и» («ри-ри-ри»), пропеваемых непрерывно и в высокой тональности. Чаще и в начале песни (запевка), значительно реже - между другими турами. Оценивается от I до 3-х баллов. Россыпь, исполняемая в средней тональности, состоит из сочетания звуков «р» и "еи", пропевается в середине песни. Оценивается от 1 до 6 баллов. Россыпи низкой тональности - это сочетания звуков «ри» и «оу», которые пропеваются слитно, переливаясь. Они трудны для исполнения и оцениваются от 1 до 9 баллов. Все россыпные трели исполняются обязательно с полуоткрытым клювом.

Вторая группа туров - вставные колена. «Чау-чау-чау», «пия-пия-пия» и «кастаньеты» (щелканье) оцениваются от I до 6 баллов, клохтание - до 9 баллов, как и колокольчики.

Колена второй группы туров исполняются только с открытым клювом.

Третья группа включает другие вставные колена, которые оцениваются от 1 до 9 баллов.

При оценке песни "тимбрадос" главное внимание обращается на то, чтобы туры строго соответствовали определенной тональности.

Гарцская певчая канарейка, или гарцский роллер, тоже старейшая порода.

Она сформировалась в горной области Гарц в XVIII столетии. Характерна тем, что исполняет песню с прикрытым клювом и на низких нотах.

В песне современных гарцских роллеров до 10 колен (туров). Основными считаются: глухой раскат, кнорра, глухой колокольчик и свисток. К второстепенным турам относятся - колокольчики, раскат колокольчика, журчащий раскат, шокель, клохтание.

Лучшим коленом песни роллера является глухой раскат (хольролле). Основное колено дало название породе - роллеры. Звучание колена можно приблизительно передать сочетанием звуков «о» и «р». У некоторых птиц оно слышится как «ур-ур-ур» или «ер-ер-ер». Чем ниже звучит колено, тем оно больше ценится.

Другим ценным туром считают кнорру, сходную с глухим раскатом, но исполняемую низкой басовой трелью («кноррр» или «кнуррр»).

Свистки состоят из мягкого исполнения звуков «дю-дю-дю» или «ду-ду-ду» от 3 до 5 раз.

Шокель - чрезвычайно красивый тур. Он представляет собой неторопливое повторение звуков «ху-ху-ху» («хо-хо-хо»), плавно понижающихся и замедляющихся к концу строфы.

Журчащий раскат - очень красивое колено, напоминающее звуки переливающейся воды.

Довольно редким стал тур - клохтание. Звуки эти напоминают клохтание наседки и звучат как «глек-глек-глек» или «глук-глук-глук».

На конкурсах оценивается пение как штаммов (4 птиц), так и одиночных кенаров. В первом случае клетки помещают одну над другой. Пение птиц оценивают по 90 балльной шкале.

Окраска оперения гарцских роллеров - зеленая, желтая, желто-пестрая.

Бельгийская певчая канарейка в международной номерклатуре числится как «малинуа». Она была выведена 130 лет назад в окрестностях бельгийского города Мехельна. Песня «малинуа» богаче и разнообразнее, чем у роллера. В ней оценивают 12 туров. Три начальных напоминают различные звуки льющейся воды: журчанье, бульканье. Встречаются кнорра, звуки флейты, колокольчик. Заканчивается песня трелью соловья.

Песню бельгийская канарейка исполняет с прикрытым клювом, при этом сильно раздувает горло. Отдельные колена исполняются с открытым клювом. По конституции она стройнее роллера и длиннее на 1-2 см. Цвет обязательно желтый. В оперении допускается только одно небольшое пятно.

Оценка песни бельгийской певчей канарейки ведется по 120-балльной шкале.

Современному канароводу-селекционеру для успешной работы необходимо хорошо ориентироваться в породах домашних певчих канареек. Следует помнить, что описанные породы отличаются устойчивой наследственностью и не должны скрещиваться между собой.


Г.П.Трушкин

Ленинград


P.S. Статья «Зарубежные певчие канарейки» была написана Георгием Поликарповичем очень давно, когда он еще не располагал всей полнотой сведений по данному вопросу. Эти сведения поступили позже. Цель статьи – дать представление нашим канароводам о зарубежных породах именно певчих канареек.

Была ли статья опубликована неизвестно. Возможно публикуется впервые.

Ю.Р.Повало-Швейковский


"СХЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПОРОД ПЕВЧИХ КАНАРЕЕК"

НА ГЛАВНУЮ

E-mail: v.a.sobol@mail.ru

Hosted by uCoz