ИЗ ИСТОРИИ КАНАРОВОДСТВА ,,,

Второй всесоюзный конкурс пения русской канарейки, как он проходил ? ...

...16 и 17 декабря 1989 года в Минске был проведён Всесоюзный конкурс пения русской канарейки. Следует отметить, что Оргкомитет конкурса ( Минский КЛП ) проделал огромную работу по подготовке и проведению конкурса : иногородних канароводов и гостей ожидали места в гостинице, помещения для проведения конкурса отвечали всем требованиям, необходимым для проведения соревнования такого ранга, для судей была подготовлена и тиражирована необходимая документация.
Конкурсу предшествовал проведённый 14 и 15 декабря 1989 года семинар с судьями. В течение первого дня семинара приглашёнными из разных городов страны судьями - экспертами были обсуждены все позиции оценочного листа, т.е. разбирались теоретические вопросы оценки. Второй день был посвящён прослушиванию пения кенаров ( не участников конкурса ) и магнитофонных записей пения кенаров. Эти теоретические и практические занятия помогли судьям - экспертам выработать единый подход к оценке песни на конкурсе. На семинаре было принято решение максимальную оценку за плановость песни повысить с 5 до 7 баллов. Одновременно были высказаны предложения о необходимости обсуждения вопроса об об"единении в один тур бубенцов и бубенцовой россыпи, исключения из оценочного листа отбоя "дин - дон". Руководил семинаром председатель оргкомитета судья - эксперт первой категории И.Е.Басихес.
Для оценки пения кенаров на конкурсе были образованы пять судейских бригад, каждая в составе трёх судей - экспертов и судьи - стажёра, являющихся представителями клубов разных городов страны. Таким образом в подборе судейских бригад был явный прогресс в сравнении с составом Судейской коллегии первого Всесоюзного конкурса, куда входили только судьи Московского клуба. Состав судейских бригад, укомплектованных представителями разных клубов, обеспечил беспристрастность и об"ективность оценки. Проведённый теоретический и практический семинар позволил свести к минимуму расхождения оценок отдельных судей. Практически разница в оценке у членов бригад не превышала 2-х баллов, что соответствует международным стандартам ( требованиям СОМ ) . Главным судьёй конкурса был судья - эксперт второй категории П.И.Ялыгин ( г. Москва ) .
Победителем конкурса с малой золотой медалью стал кенар любителя из КЛП г. Вильнюса, набравший набравший сумму баллов - 55 . Оценку выше 51 балла, дающую, согласно оценочной шкалы, право на получение малой золотой медали, получили ещё два кенара ( КЛП городов Каунаса и Минска ) . Однако, награждены они были лишь большими серебрянными медалями, так как согласно пояснению к оценочной шкале, принятому на Всесоюзном совещании представителей клубов в г. Москве 07.12.1987 года эти птицы не выполнили условий для получения малой золотой медали, оговоренных в этом пояснении. Не получил малую золотую медаль кенар любителя из г. Каунаса в связи с оценкой колена "россыпь" низким баллом - 3. В целом же вся песня этой птицы оставила хорошее впечатление. Кенар ( любитель из КЛП г. Минска ) не удостоился золотой медали из-за отсутствия в запевке связующего колена "кулик". Однако в песне этого кенара звучали удивительно чистые и высокой тональности россыпи, могущие служить эталоном для песни русской канарейки.
Кажется наше канароводство начинает выбираться из дебрей неразберихи, индивидуального и клубного эгоизма.При подведении итогов конкурса выступил председатель ВОКЛП Е.В.Малаханов.

Г.П.Трушкин, судья - эксперт по оценке пения русской канарейки. Ленинград 1990 год.

О названии нашей породы

В последнее время появилось много разных домыслов в вопросе о происхождении названия «русская певчая канарейка». Поскольку мне довелось присутствовать при рождении этого названия, хотел бы немного прояснить вопрос.

В 1980 году, во время доклада нашей «делегации» на Конгрессе Всемирной орнитологической конфедерации, выяснилось, что словосочетание «канарейка овсяночного напева» невозможно перевести на другие языки. Не переводится сам смысл этого определения.

Вернувшись с Чемпионата мира я пришел с этим вопросом к судье 1-й категории по оценке канарейки овсяночного напева Г.П.Трушкину. Георгий Поликарпович отлично знал немецкий язык и подтвердил, что при переводе на немецкий получается «канарейка поющая как овсянка».

Затем мы пошли с этим вопросом к Е.В.Лукиной, владевшей и немецким и французским языками. И она подтвердила, что смысл этого «профессионализма» русских канароводов перевести на иностранные языки невозможно.

На ближайшем же заседании Правления Ленинградского КЛП Г.П.Трушкин внес предложение – при всех контактах с зарубежными организациями птицеводов и зарубежными птицеводами «канарейку овсяночного напева» именовать «русская певчая канарейка» по аналогии с такими названиями, как саксонская певчая канарейка, испанская певчая канарейка, бельгийская певчая канарейка.

Вопрос этот не был для нас праздным. В те времена Ленинградский КЛП и его члены поддерживали отношения с организациями птицеводов или птицеводами ЧССР, ГДР, Венгрии, Италии, Бельгии, Англии, ФРГ, Болгарии, Австрии.

Решение о названии породы было принято. Я не могу подтвердить свои слова документально. «Дом природы», где дислоцировался наш клуб был передан одной из религиозных конфессий. Архив клуба и в том числе протоколы Правления и собраний были утеряны, как и многое во время перестройки.

Не все канароводы – члены клуба, однозначно восприняли новое название и Георгий Поликарпович дал такое обоснование новому названию. Слово «Русская» отдает дань уважения русским канароводам-создателям породы. Слово «певчая» показывает, что порода относится к группе певчих пород, а не цветных или декоративных.

Помнится, Г.П. собирался писать статью на эту тему, но я не располагаю сведениями была ли эта статья где-то опубликована.

Пишу эту заметку не ради установления автора названия. Думаю оно рано или поздно родилось бы само собой. Не могло не родиться. Хочу сказать другое. Давая это название мы не задумывались есть ли на сегодняшний день у нас порода певчих канареек или мы имеет нечно иное. Название предназначалось лишь для общения с зарубежными канароводами. Но название «русская певчая канарейка», в какой то мере вошло в обиход и прижилось. Однако канарейка овсяночного напева не превратилась в «русскую певчую канарейку». До этого далеко!

Здесь мне хотелось бы вспомнить испанцев, попавших к 1945 году почти в аналогичное нашему положение со своей старой породой певчих канареек.

В период между 1 и 2 мировыми войнами испанские канароводы увлеклись разведением европейских пород канареек и скрещиваниями канареек своей певчей породы с привозными европейскими декоративными канарейками (мы этим занялись после 2 мировой войны. Вечно отстаем!).

Похоже генерал Франко не особо требовал от народа «единомыслия» и испанские канароводы до создания шкалы с общепородным планом песни не додумались. Как раз наоборот!

К 1945 г. в Андалузии, Каталонии, Астурии, других провинциях, да и в самой столице – Мадриде сложились свои напевы или даже свои местные породы, поскольку птицы из разных провинций различались не только напевом, но и экстерьером.

В 1945 г. Х.Лило и Х.Домингес решили возродить старинную испанскую породу певчих канареек, складывавшуюся со времен Колумба. Проблема для них осложнялась тем, что в Испании практически не существовала канароводческая литература.

Свою работу Х.Лило и Х.Домингес начали с определения названия возрождаемой породы, которая была названа «тимбрадо эспаньйоль», чем подчеркивался общенациональный статус породы.

Был найден один кенар певший, хоть и с большими огрехами, песню старой испанской породы. Кенар этот был помесью канарейки испанской породы с какой-то голландской канарейкой.

«Лиха беда – начало!» - сказали бы мы. По всей стране организаторы возрождения национальной породы певчих канареек выискивали кенаров, в песне которых сохранилось хоть одно колено песни старой испанской породы. Жаль не сообщается – жертвовали ли канароводы таких кенаров или они приобретались на спонсорские средства. Известно только, что канароводы, занимающиеся местными разновидностями канареек, оказывали всяческую помощь инициаторам возрождения национальной породы. Таким путем было собрано все, что можно было собрать из песни старой испанской канарейки. Началась племенная и селекционная работа.

Когда песня в основном сложилось, Х.Лило и Х.Домингес провели возвратное скрещивание потомков отобранных птиц, с дикой канарской канарейкой. Цвет птиц породы был определен как «зеленый окрас дикой канарейки».

Но, естественно, сразу выйти на этот окрас селекционеры не могли и в стандарте тимбрадо был занятный пункт: «Окрас тимбрадо зеленый, но если белый, желтый, изабелловый кенар поет песню тимбрадо, то он признается за тимбрадо». Сегодня, должно быть, этого пункта в стандарте тимбрадо уже нет. Порода устоялась, была зарегистрирована С.О.М. и международный стандарт тимбрадо признает лишь зеленый окрас птиц породы.

Как видим, испанские канароводы обозначили свою «национальную идею» названием породы. Для претворения в жизнь этой «национальной идеи», они проделали огромнейшую многолетнюю работу.

Наше название «русская певчая канарейка» родилось почти случайно и лишь сегодня, спустя много лет, мы осознаем его истинный смысл. Однако не можем осознать, что прилепилось это, ко многому обязывающее, название не к породе, а к группе разноцветных, обученных одной песне, птиц.

Г.П.Трушкин говорил, что у дореволюционных русских канареек и сегодняшних канареек зарубежных певчих пород песня на 80% передается по наследству и на 20% формируется обучением, тогда как у современных наших канареек овсяночного напева песня на 80% формируется обучением и лишь на 20% передается по наследству. Я бы назвал другие, более жесткие цифры, но Г.П. был судьей высшей категории и мне не гоже было с ним спорить.

Русские канароводы создавали свои знаменитые ходы долгими годами и состоятельные покупатели приобретая их птиц, слушали кенаров долгие годы не заботясь их обучением. Трудно представить чтобы купчина-«миллионщик», заплативший за кенара цену хорошего верхового жеребца, сидел бы над ним «с палкой-перышком». Или что государь –император, наградивший канаровода иконой Божьей матери за поставку ко Двору отличных кенаров, гонял бы им DVD-диск с записью их песни из опасения, что они «сбросят» песню во время линьки (как советуют делать сегодняшние специалисты обучающей системы нашего канароводства).

Писал эту заметку просто ради того, чтобы напомнить сегодняшним нашим канароводам, что если мы намерены действительно воссоздать отечественную породу певчих канареек, то «все только начинается».



Ю.Р.Повало-Швейковский

Санкт-Петербург,

2006 г.


"О СТАНДАРТЕ..."

"ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ"

НА ГЛАВНУЮ

E-mail: v.a.sobol@mail.ru

Hosted by uCoz